Задвижки: Общая характеристика
Задвижки — это устройства, предназначенные для перекрытия потока рабочей среды в трубопроводах. Они состоят из корпуса, в который помещён запорный элемент (клиновидный или плоский затвор), который перемещается перпендикулярно направлению потока жидкости. Уплотнительные седла обеспечивают герметичность перекрытия, создавая непроницаемость в закрытом положении. Шпиндель (или шток) передвигает маховик, который, в свою очередь, перемещает запорный элемент. В конструкции некоторых задвижек применяются редукторы, а также электрические, гидравлические и пневматические приводы для приведения штока в движение.
Типы задвижек
Существует три основных вида задвижек:
- Клиновая задвижка
- Шиберная задвижка
- Шланговая задвижка
1. Клиновая задвижка
Клиновая задвижка характеризуется тем, что плоскости запорной детали и уплотнительные седла размещены под углом друг к другу. Клин может быть цельным или состоять из двух совмещённых дисков.
- Преимущества: Простота конструкции.
- Недостатки:
- Для достижения герметичности перекрытия рабочей среды углы клина и уплотнительных седел должны совпадать.
- Вращение шпинделя требует значительных усилий.
- Разница температур может деформировать запорный элемент, что приводит к заеданию задвижки.
В клиновых задвижках с жёстким клином затвор не имеет возможности саморегулировки. В отличие от них, дисковые задвижки обеспечивают более простое перемещение шпинделя, но их размеры, как правило, больше.
Клиновые задвижки с упругим клином имеют диски, соединённые упругим элементом, что позволяет им самовыравниваться и обеспечивать перекрытие рабочей среды даже при несоответствии углов посадочных седел и угла клина. Данные задвижки считаются более надежными и компактными по сравнению с устройствами с жёстким клином.
2. Шиберная задвижка
Шиберные задвижки используют запорный элемент, который может быть выполнен в виде плоского или дискового затвора. Они обеспечивают надежное перекрытие потока и часто применяются в системах с высокими требованиями к герметичности.
- Преимущества:
- Простота конструкции и управления.
- Высокая эффективность при работе с вязкими жидкостями.
- Недостатки:
- Ограниченная область применения в сравнении с клиновыми задвижками.
3. Шланговая задвижка
Шланговые задвижки представляют собой более специализированные устройства, которые используются в трубопроводах для перенаправления потока или его полного перекрытия. Эти задвижки часто применяются в системах, где требуется гибкость и возможность быстрого изменения конфигурации трубопровода.
-
Задвижка чугун 30ч939р 23FGA аналог МЗВ обрезиненный клин фл под электропривод Benarmo₽ 14,567.00 – ₽ 121,371.00
-
Задвижка шиберная чугун двусторонняя межфл с редуктором под электропривод уплотнение: NBR Benarmo₽ 480,102.00 – ₽ 1,930,153.00
-
Задвижка шиберная чугун двусторонняя межфл с пневмоприводом 2/стороннего действия уплотнение: NBR Benarmo₽ 37,777.00 – ₽ 122,023.00
-
Задвижка шиберная чугун двусторонняя межфл под электропривод уплотнение: NBR Benarmo₽ 31,911.00 – ₽ 312,482.00
-
Задвижка чугун 30ч939р аналог МЗВ обрезиненный клин EPDM фл под электропривод Benarmo₽ 17,283.00 – ₽ 918,978.00
-
Задвижка шиберная чугун двусторонняя межфл со штурвалом уплотнение: NBR Benarmo₽ 17,297.00 – ₽ 218,674.00
-
Шиберная задвижка чугунная двухсторонняя с уплотнением NBR и штурвалом Benarmo₽ 15,605.00 – ₽ 197,294.00
-
ЗАДВИЖКА ЧУГУН 30Ч39Р АНАЛОГ МЗВ ОБРЕЗИНЕННЫЙ КЛИН EPDM ФЛ BENARMO₽ 9,143.00 – ₽ 729,390.00
Шиберная задвижка
Шиберная (ножевая) задвижка является компактным устройством, которое отличается меньшими габаритами по сравнению с традиционными задвижками с клином или диском. Основной элемент затвора представляет собой плоскость, которая, перемещаясь внутри корпуса, функционирует как нож, отсекающий поток рабочей среды. Принцип действия шиберных задвижек напоминает работу гильотины. Эти устройства обычно устанавливаются на трубопроводах, по которым транспортируются вязкие, дисперсные или сыпучие среды, и имеют малую степень непроницаемости.
Шланговая задвижка
Шланговая задвижка состоит из корпуса, в который помещён гибкий патрубок. При закрытии задвижки патрубок сжимается запорным механизмом, который приводится в движение штоком. Это устройство обладает полнопроходным сечением, что позволяет рабочей среде не взаимодействовать ни с одним из элементов задвижки, кроме резинового патрубка, который устойчив к агрессивным жидкостям. Важно отметить, что патрубок необходимо регулярно менять, чтобы обеспечить надёжность и безопасность работы задвижки.
Другие характеристики задвижек
Задвижки могут различаться по нескольким характеристикам, включая:
-
Материал корпуса: Задвижки изготавливаются из различных материалов, таких как сталь, алюминий или чугун. Чугунные задвижки имеют хрупкость, в то время как стальные задвижки подходят для трубопроводов, транспортирующих среды при высоких температурах.
-
Вид крепления и перемещения шпинделя: Шпиндель может быть выдвижным или полностью находиться в корпусе задвижки, что влияет на конструкцию и удобство эксплуатации.
-
Эксплуатационные особенности: При выборе задвижки важно учитывать диаметр условного прохода (Ду), номинальное давление (Ру), на которое она рассчитана, и вид рабочей среды. На основе этих параметров подбирается соответствующий материал корпуса и метод соединения с трубопроводом.
Маркировка задвижек
Все задвижки маркируются буквенно-цифровым кодом, который содержит следующие данные:
- Тип арматуры: Для задвижек — 30, 31.
- Материал корпуса: Указывает, из какого материала изготовлена задвижка.
- Привод: Тип привода, используемого для управления задвижкой.
- Порядковый номер: Присвоенный Центральным конструкторским бюро арматуры (ЦКБА).
- Материал уплотнительных колец: Указывает, из какого материала изготовлены уплотнительные элементы.
- Исполнение задвижки: Особенности конструкции и исполнения конкретной модели задвижки.
Параллельные задвижки
Параллельные задвижки являются модификацией клиновых задвижек, в которых диски клина и уплотнительные седла располагаются параллельно. Это конструктивное решение снижает риск заклинивания в закрытой позиции, что делает их подходящими для трубопроводов с перепадами температур.
- Преимущества:
- Меньший риск заклинивания.
- Высокая эффективность при перекрытии и открытии потока.
Выбор типа клина
Вид клина для задвижки выбирается изготовителем в зависимости от её рабочих характеристик и особенностей эксплуатации. Это может включать в себя такие факторы, как:
- Рабочее давление и температура.
- Химическая агрессивность рабочей среды.
- Условия эксплуатации (например, наличие вибраций или перепадов температур).
Задвижки играют ключевую роль в управлении потоками в трубопроводных системах, и выбор их типа зависит от множества факторов, включая характеристики рабочей среды и условия эксплуатации. Правильный выбор задвижки и её конструкции способствует надежной и эффективной работе трубопроводной системы.