Правила маркировки задвижек
Нанесение маркировки на трубопроводную арматуру осуществляется на её корпус и включает ключевую информацию о данном оборудовании. Это позволяет быстро определить основные технические характеристики, области применения и условия, в которых арматура будет функционировать.
Маркировка должна соответствовать требованиям ГОСТ и состоять из буквенно-цифровых символов, которые кодируют основные параметры арматуры, такие как материал корпуса. В соответствии с ГОСТ, для задвижек эти данные представлены в определённом формате:
- «с» — углеродистая сталь;
- «лс» — легированная сталь;
- «нж» — нержавейка;
- «ч» — чугун;
- «л» — латунь;
- «б» — бронза;
- «п» — пластик и т. п.
Маркировка задвижек в обязательном порядке содержит данные о производителе арматуры и другую важную информацию. Она выполняется по ГОСТ 4666-2015 с соблюдением общих правил, касающихся всех типов трубопроводной арматуры. Благодаря этому, любой человек, занимающийся проектированием, комплектовкой или монтажом трубопроводов, может расшифровать маркировку задвижки.
В стандарте ГОСТ 4666-2015 прописаны буквенно-цифровые обозначения, а также их классификация на обязательные, дополнительные и специальные.
Обязательные символы должны присутствовать на каждом изделии. Дополнительные обозначения могут быть включены в маркировку определённых типов трубопроводной арматуры по решению производителя или в соответствии с условиями контракта или технического задания на серийное производство. Например, такие дополнительные символы, как указания на задвижки с электроприводом или редуктором, обязательны для клиновых и шиберных арматур, используемых в нефтегазовой и атомной отраслях.
Специальные обозначения применяются к определённым видам арматуры в соответствии с требованиями безопасности и наносятся на информационные таблички.
Состав маркировки
В соответствии с ГОСТ и другими нормативными актами, маркировка задвижек должна включать следующую информацию:
Методы маркировки
Задвижки маркируются различными способами, гарантирующими сохранность цифровых и буквенных обозначений в течение всего срока эксплуатации изделия. Согласно ГОСТ, допускается применять следующие методы:
- Клеймение при помощи электроискрового карандаша. Это сложный и трудоемкий способ, требующий высокой квалификации работника.
- Гравировка с помощью резца, фрезы, штихеля, пуансона или других инструментов, позволяющих нанести маркировку методом механической обработки. Считается наиболее распространенным способом, благодаря простоте исполнения.
- Штамповка. Этот метод гарантирует длительную сохранность нанесенных символов и предполагает маркировку под давлением на корпус.
Помимо буквенно-цифровой маркировки, материал корпуса задвижки шифруется ее окраской. Например, арматура из углеродистой стали окрашивается в серый цвет, из ковкого чугуна — в черный, из легированной стали — в синий, а коррозионно-стойкие изделия имеют голубой цвет.
Пример маркировки задвижки
Рассмотрим пример расшифровки задвижки 30лс527нж.
- «30» — число, шифрующее тип арматуры. В этом случае — задвижка.
- «лс» — материал корпуса, легированная сталь.
- «5» — для управления арматурой применяется механический редуктор.
- «27» — заводской номер арматуры.
- «нж» — уплотнения из нержавеющей стали.
Если проходное отверстие имеет внутреннее покрытие, то это отражается в маркировке. Например, 30лс527нжфт — наличие фторопластового покрытия задвижки («фт» в конце обозначения).