Статьи

Маркировка задвижек

Правила маркировки задвижек

Нанесение маркировки на трубопроводную арматуру осуществляется на её корпус и включает ключевую информацию о данном оборудовании. Это позволяет быстро определить основные технические характеристики, области применения и условия, в которых арматура будет функционировать.

Маркировка должна соответствовать требованиям ГОСТ и состоять из буквенно-цифровых символов, которые кодируют основные параметры арматуры, такие как материал корпуса. В соответствии с ГОСТ, для задвижек эти данные представлены в определённом формате:

  • «с» — углеродистая сталь;
  • «лс» — легированная сталь;
  • «нж» — нержавейка;
  • «ч» — чугун;
  • «л» — латунь;
  • «б» — бронза;
  • «п» — пластик и т. п.

Маркировка задвижек в обязательном порядке содержит данные о производителе арматуры и другую важную информацию. Она выполняется по ГОСТ 4666-2015 с соблюдением общих правил, касающихся всех типов трубопроводной арматуры. Благодаря этому, любой человек, занимающийся проектированием, комплектовкой или монтажом трубопроводов, может расшифровать маркировку задвижки.

В стандарте ГОСТ 4666-2015 прописаны буквенно-цифровые обозначения, а также их классификация на обязательные, дополнительные и специальные.

Обязательные символы должны присутствовать на каждом изделии. Дополнительные обозначения могут быть включены в маркировку определённых типов трубопроводной арматуры по решению производителя или в соответствии с условиями контракта или технического задания на серийное производство. Например, такие дополнительные символы, как указания на задвижки с электроприводом или редуктором, обязательны для клиновых и шиберных арматур, используемых в нефтегазовой и атомной отраслях.

Специальные обозначения применяются к определённым видам арматуры в соответствии с требованиями безопасности и наносятся на информационные таблички.

Состав маркировки

В соответствии с ГОСТ и другими нормативными актами, маркировка задвижек должна включать следующую информацию:

  • материал, из которого изготовлен корпус;
  • номинальный диаметр Ду в миллиметрах;
  • номинальное давление в системе, выраженное в барах или МПа;
  • знак (клеймо) производителя;
  • дата производства изделия;
  • заводской номер;
  • указание направления вращения маховика для открытия или закрытия затвора, отмеченное стрелкой на рукоятке.

Кроме того, могут быть добавлены следующие элементы маркировки:

  • обозначение задвижки на схеме (в соответствии с конструкторской документацией);
  • нормативный документ, по которому изготовлено изделие (ГОСТ или технические условия);
  • клеймо ОТК, подтверждающее приемку арматуры;
  • масса изделия;
  • положение затвора в нормальном состоянии (для задвижек с электроприводом);
  • тип уплотнений в случае фланцевого исполнения;
  • климатическое исполнение.

Маркировка задвижек из стали, чугуна и алюминия наносится непосредственно на корпус и может быть дополнительно представлена на информационной табличке. На лицевой стороне корпуса указываются номинальное давление, Ду и материал корпуса, в то время как на задней стороне размещаются знак производителя, заводской номер, дата выпуска и рабочий температурный диапазон. Если размеры арматуры позволяют, эти данные также могут быть указаны на лицевой стороне.

Методы маркировки

Задвижки маркируются различными способами, гарантирующими сохранность цифровых и буквенных обозначений в течение всего срока эксплуатации изделия. Согласно ГОСТ, допускается применять следующие методы:

  • Клеймение при помощи электроискрового карандаша. Это сложный и трудоемкий способ, требующий высокой квалификации работника.
  • Гравировка с помощью резца, фрезы, штихеля, пуансона или других инструментов, позволяющих нанести маркировку методом механической обработки. Считается наиболее распространенным способом, благодаря простоте исполнения.
  • Штамповка. Этот метод гарантирует длительную сохранность нанесенных символов и предполагает маркировку под давлением на корпус.

Помимо буквенно-цифровой маркировки, материал корпуса задвижки шифруется ее окраской. Например, арматура из углеродистой стали окрашивается в серый цвет, из ковкого чугуна — в черный, из легированной стали — в синий, а коррозионно-стойкие изделия имеют голубой цвет.

Пример маркировки задвижки

Рассмотрим пример расшифровки задвижки 30лс527нж.

  • «30» — число, шифрующее тип арматуры. В этом случае — задвижка.
  • «лс» — материал корпуса, легированная сталь.
  • «5» — для управления арматурой применяется механический редуктор.
  • «27» — заводской номер арматуры.
  • «нж» — уплотнения из нержавеющей стали.
Если проходное отверстие имеет внутреннее покрытие, то это отражается в маркировке. Например, 30лс527нжфт — наличие фторопластового покрытия задвижки («фт» в конце обозначения).