Криогенная арматура. Испытания и требования

Криогенная арматура: применение и особенности
Рост производства и использования сжиженного природного газа (СПГ) и других сред с криогенными температурами (ниже -50°C, вплоть до -196°C) требует применения специализированной криогенной арматуры. Эта арматура должна быть высоконадежной и обеспечивать безопасную и эффективную работу в условиях экстремально низких температур. В России существуют строгие нормы и стандарты, регламентирующие параметры и качество криогенной арматуры.
Применение криогенной арматуры:
Криогенная арматура незаменима в различных отраслях промышленности, где используются сверхнизкие температуры:
- Производство и хранение СПГ: Включая терминалы приема, загрузки и выгрузки СПГ, СПГ-танкеры, резервуары хранения и терминалы сжижения.
- Переработка углеводородов: В криогенных сепараторных установках и других технологических процессах.
- Химическая промышленность: Для работы с различными криогенными средами.
- Добыча газа: На объектах добычи газа на суше и на море, где рабочая среда может временно охлаждаться до криогенных температур.
- Криогенные уловители паров ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов).
- Теплообменники хладагента.
Распространенные криогенные среды:
- Этилен (C₂H₄): Температура кипения -104°C при атмосферном давлении.
- Метан (CH₄): Основной компонент природного газа. Температура кипения -162°C при атмосферном давлении.
- Азот (N₂): Температура кипения -196°C при атмосферном давлении.
- СПГ (сжиженный природный газ): Смесь углеводородов, состоящая преимущественно из метана (90-95%), а также этана, пропана, бутана и азота. Температура сжижения СПГ немного выше, чем у чистого метана, и зависит от состава смеси.
Преимущества хранения и транспортировки СПГ в жидком состоянии:
Основное преимущество СПГ – значительное уменьшение объема по сравнению с газообразным состоянием (примерно в 600 раз). Это делает хранение и транспортировку СПГ более эффективными и экономически выгодными.
Особенности криогенной арматуры:
Криогенная арматура должна обладать специфическими свойствами, позволяющими ей функционировать в условиях экстремально низких температур:
- Устойчивость к низким температурам: Материалы, используемые для изготовления криогенной арматуры, должны сохранять свои механические свойства при криогенных температурах, не становиться хрупкими и не трескаться.
- Герметичность: Уплотнения должны обеспечивать абсолютную герметичность при низких температурах, предотвращая утечки криогенной среды.
- Надежность и безопасность: Криогенная арматура должна быть максимально надежной и безопасной в эксплуатации, учитывая потенциальную опасность работы с криогенными средами.
- Задвижка клиновая 30с964нж GVWR3434M-2W-F-ОСТ Ду300 Ру25 фланцевая, корпус — углеродистая сталь WCB, материал клина — углеродистая сталь WCB, уплотнение — металл, с ОСТ-фланцем, круглым штоком, под электропривод₽ 210,157.73
- Задвижка клиновая 30с941нж GVWR2121M-2W-F-ОСТ Ру16 фланцевая, корпус — сталь 25Л, материал клина — сталь 25Л, уплотнение — металл, с ОСТ-фланцем, круглым штоком, с электроприводом MT-N-010EM-O2-380VAC-У1 пятикулачковым₽ 119,206.54 – ₽ 242,333.67
- Задвижка клиновая 30с941нж GVWR2134M-2W-F-ОСТ Ру16 фланцевая, корпус — сталь 25Л, уплотнение — металл, c ОСТ-фланцем, круглым штоком, с электроприводом 380В₽ 115,251.78 – ₽ 395,735.36
- Задвижка клиновая 30с941нж GVWR2121M-2W-F-ОСТ Ру16 фланцевая, корпус — сталь 25Л, материал клина — сталь 25Л, уплотнение — металл, с ОСТ-фланцем, круглым штоком, с электроприводом MT-N-010EM-O2-220VAC-У1 пятикулачковым₽ 114,959.22 – ₽ 236,887.83
- Задвижка клиновая 30с964нж GVWR2121M-2W-F-ОСТ Ру25 фланцевая, корпус — сталь 25Л, материал клина — сталь 25Л, уплотнение — металл, с ОСТ-фланцем, круглым штоком, с электроприводом 380В₽ 112,940.06 – ₽ 166,184.28
- Задвижка клиновая 30с941нж GVWR3434M-2W-F-ОСТ Ру16 фланцевая, корпус — углеродистая сталь WCB, уплотнение — металл, с ОСТ-фланцем и круглым штоком, с электроприводом MT-N-010Z-О1-380VAC-У1 380В₽ 106,874.68 – ₽ 112,730.40
- Задвижка клиновая 30с964нж GVWR2121M-2W-F-ОСТ Ру25 фланцевая, корпус — сталь 25Л, материал клина — сталь 25Л, уплотнение — металл, с ОСТ-фланцем, круглым штоком, с электроприводом 220В₽ 110,710.36 – ₽ 151,325.61
- Задвижка клиновая 30с941нж GVWR3434M-2W-F-ОСТ Ру16 фланцевая, корпус — углеродистая сталь WCB, уплотнение — металл, с ОСТ-фланцем и круглым штоком, с электроприводом MT-N-010Z-О1-220VAC-У1 220В₽ 104,644.99 – ₽ 110,500.71
Требования к конструкции криогенной арматуры
Материалы для изготовления криогенной арматуры подбираются с учетом эксплуатации в условиях сверхнизких температур, что требует особого внимания к их свойствам. Наиболее распространенным материалом является аустенитная нержавеющая сталь, обладающая высокой устойчивостью к коррозии и низким температурным деформациям.
Для защиты сальникового узла и управляющего устройства от замерзания применяется удлиненный шток, оснащенный кольцом-уловителем. Удлиненный шток создает воздушную прослойку, которая служит дополнительной теплоизоляцией, а кольцо-уловитель защищает теплоизоляцию и корпус арматуры от конденсата, предотвращая его накопление и возможное замерзание. Кроме того, длинный шток изолирует арматуру от внешней среды, что минимизирует нагрев транспортируемой среды и способствует поддержанию её низкой температуры.
При работе в криогенных условиях шаровых кранов и клиновых задвижек важно обеспечить автоматический сброс давления из внутренних полостей арматуры. Это необходимо для предотвращения разрушения конструктивных элементов под воздействием внешнего тепла, так как в полостях может накапливаться значительное количество рабочей среды. Давление из внутренних полостей шаровых кранов автоматически сбрасывается благодаря механизму слияния седел с односторонним (SPE) и двусторонним (DPE) поршневым эффектом. Седло SPE располагается первым по ходу потока и отвечает за сбор избыточного давления из корпуса арматуры во входной патрубок, тогда как седло DPE, размещенное вторым, обеспечивает герметичность и предотвращает протечки в первом седле.
Арматура, рассчитанная на высокое давление, дополнительно оснащается конструкцией с пробкой в опорах. Внутри кранов на каждом подвижном и разъемном соединении устанавливаются уплотнительные элементы типа lip-seal. Основное уплотнение выполнено из жестко заделанного полимерного материала PCTFE, который обеспечивает стабильный уровень герметичности при сверхнизких температурах. Все разъемные и подвижные соединения также дополнительно оснащаются уплотнениями из терморасширенного графита, которые необходимы в качестве дублирующих уплотнений при воздействии огня на арматуру.
Испытания криогенной арматуры
Для проверки надежности и работоспособности криогенной арматуры проводятся несколько видов испытаний, которые включают:
- Проверка корпусных деталей высоким давлением — это позволяет выявить возможные дефекты и гарантировать прочность конструкции.
- Проверка седла и узла затвора высоким и низким давлением — данное испытание обеспечивает оценку герметичности и функциональности этих критически важных элементов.
- Фиксация крутящего момента при максимально низкой температуре — это испытание позволяет определить, насколько эффективно арматура функционирует при экстремально низких температурах, что критично для криогенных систем.
- Обязательный контроль протечек разъемных соединений — проверка на герметичность соединений является важным этапом, обеспечивающим безопасность и надежность работы арматуры в условиях криогенной эксплуатации.
Эти испытания помогают гарантировать, что криогенная арматура будет работать эффективно и безопасно даже в самых сложных условиях.