Запорная арматура является критически важным элементом в промышленных и коммунальных трубопроводных системах, предназначенной для перекрытия потока рабочей среды и включает в себя различные устройства, такие как краны, задвижки и вентили. Данные приспособления могут служить десятки лет, если правильно управлять их состоянием и проводить необходимые проверки и ремонты.
Виды неисправностей запорной арматуры
Неисправности запорной арматуры можно разделить на три основных типа:
- Производственные неисправности: они связаны с дефектами, возникающими на заводе-производителе из-за плохого технического контроля при производстве или сборке.
- Конструкционные неисправности: они возникают из-за ошибок при разработке конструкции устройства.
- Эксплуатационные неисправности: они связаны с отклонением от графика работы устройств, установленного в технической документации, например, из-за неправильного использования или хранения.
Проверка и ремонт запорной арматуры
Запорная арматура проверяется на нескольких стадиях:
- На заводе-производителе: после завершения изготовления.
- Перед монтажом: в систему.
- После установки: включает ликвидацию аварий.
- По распорядку плановых осмотров.
В коммунальных сетях испытания проводятся ежегодно при подготовке к отопительному сезону и других профилактических мероприятий. В промышленных трубопроводных системах проверки проводятся по отраслевым стандартам с учетом категории трубопровода, агрессивности среды и других причин.
Проверка запорной арматуры включает в себя следующие стадии:
- Визуальный осмотр: на наличие сколов, царапин, повреждений резьбы.
- Проверка плавности хода: затвор проворачивается на четверть оборота, степень стирания мела указывает на состояние уплотнительных поверхностей.
- Контроль комплектации: проверка наличия всех составных частей, отмеченных в спецификации и чертеже общего типа.
- Устранение консервационной смазки: если приспособление новое.
- Удаление загрязнений.
- Гидравлические тестирования: в открытом и закрытом состоянии.
По итогу проведенных работ составляется акт ревизии. В нормативно-технической документации предусматривается текущий, стационарный и капитальный ремонт запорных устройств. Цена капитального ремонта соразмерна с ценой нового устройства, что подчеркивает важность правильного ухода и сохранения запорной арматуры в хорошем состоянии для долгосрочной эксплуатации.
Отказ запорной арматуры
— это серьезная проблема, которая может привести к авариям и остановке работы трубопроводных систем. В случае, если один или несколько элементов запорного устройства выходят из строя, это может сделать его дальнейшую эксплуатацию невозможной, что требует ремонта или замены.
Виды отказов запорной арматуры
- Частичный отказ:
- Негерметичность затвора: это может привести к утечкам рабочей среды, что снижает эффективность работы системы.
- Потеря плавности хода: затвор может заедать, что затрудняет его открытие или закрытие.
- Полный отказ:
- Невозможность настройки положения клапана: это означает, что клапан не может быть установлен в нужное положение для регулирования потока.
- Протечки через сальники или свищи в корпусе: такие дефекты приводят к значительным потерям рабочей среды и могут создать опасные условия.
Причины отказов
Запорная арматура подвержена износу из-за различных факторов, включая:
- Щелевая и питтинговая коррозия: эти виды коррозии могут существенно ослабить материал арматуры.
- Кавитация: это явление, возникающее при изменении давления, может вызывать повреждения внутренних поверхностей.
- Старение резинок: резиновые детали со временем теряют эластичность и становятся хрупкими, что приводит к утечкам.
- Износ сальниковых набивок: высокие температуры могут ускорять износ, что также приводит к утечкам.
- Коррозионное растрескивание стали: это критический дефект, который может привести к разрушению арматуры.
- Разрывы корпуса от повышенного давления: такие инциденты могут быть катастрофическими и приводить к авариям.
-
Комплекты для затвора тип RSV83RED DN50-500 (крепежная пластина + нажимная стрелка и 2 концевых выключателя KZ-8111)₽ 4,703.00
-
Гибкие вставки (виброкомпенсаторы) резиновые фланцевые REON тип RSV13 Ру 10₽ 15,379.00
-
Электрические приводы тип-A (с 4 комплектами контактов) 380V₽ 14,440.00 – ₽ 33,241.00
-
Виброкомпенсатор фланцевый REON тип RSV12 (гибкая вставка) РУ 16₽ 2,480.00 – ₽ 50,986.00
-
Виброкомпенсатор резьбовой REON тип RSV11₽ 1,607.00 – ₽ 3,181.00
-
Сетка RSV20 для фильтра сетчатого чугунного Reon₽ 477.00 – ₽ 37,208.00
-
Фильтр сетчатый чугунный Reon тип RSV05 в комплекте с магнитной вставкой₽ 2,323.00 – ₽ 312,843.00
-
Фильтр сетчатый чугунный Reon тип RSV07₽ 1,652.00 – ₽ 285,541.00
Дефекты задвижек и их устранение:
Задвижки, как запорная арматура, имеют несколько характерных проблем, связанных с износом, загрязнением и неправильной эксплуатацией.
1. Протечка рабочей среды:
- Причина: Износ или загрязнение уплотнительных колец (например, бронзовых колец), осадки или смолы внутри трубы.
- Устранение: Разборка задвижки, очистка и замена уплотнительных колец. При необходимости, восстановление бронзовых колец с добавлением уплотнительных материалов (асбестовая набивка, свинцовая проволока). Важен правильный подбор замены и контроль качества монтажа.
- Дополнительная причина: Повреждение уплотнителей между корпусом и крышкой, недостаточная затяжка болтов.
- Устранение: Замена уплотнителей, тщательная проверка и подтяжка болтов.
2. Протечка через сальник:
- Причина: Недостаточная набивка сальника, неправильный выбор материала для сальниковой камеры, износ или дефекты цилиндричности шпинделя.
- Устранение: Замена сальника, проверка и, при необходимости, восстановление цилиндричности шпинделя, подбор правильного материала для сальниковой камеры.
3. Трудности перемещения затвора:
- Причина: Загрязнение, осадочные отложения, недостаточная смазка или повреждение направляющего клина.
- Устранение: Полная разборка задвижки, очистка всех элементов, устранение загрязнений, замена изношенных деталей, проверка и ремонт направляющего клина.
4. Холостое вращение маховика:
- Причина: Заклинивание шпинделя, износ или повреждение граней шпинделя, смещение шпонки или её выпадение из посадочного места.
- Устранение: Демонтаж маховика, восстановление граней шпинделя (напильником, наплавкой) или замена шпинделя. Проверка и, при необходимости, установка шпонки.
5. Разрыв корпуса:
- Причина: Избыточные температурные напряжения, производственный брак.
- Устранение: Сварка поврежденного участка корпуса (при наличии возможности и компетенции). В случае производственного брака, замена корпуса.
Общие рекомендации по ремонту:
- Проверка работоспособности: После ремонта необходимо проверить работоспособность затвора и всех подвижных элементов.
- Проверка герметичности: Особое внимание уделяется проверке герметичности всех соединений.
- Гидравлические испытания: Проведение гидравлических испытаний после ремонта для проверки работоспособности и герметичности задвижки.
- Профилактика: Важно учитывать причины возникновения дефектов, чтобы предотвратить их в будущем. Например, правильное хранение, своевременное ТО и соблюдение эксплуатационных норм.